суббота, 24 октября 2015 г.

В тени молчаливого большинства, или конец социального

by Outcaster

Рецензия на фильм "Джонни Д."


Великая Депрессия - это не столько обрушение фондовой биржи в Нью-Йорке, сколько последствия этого события на жизнь простых американцев. Сама по себе мысль, что некие виртуальные торги разноцветной бумагой, могут ввергнуть огромную страну в нищету, кажется абсурдной. Но устройство капиталистической системы имеет мало общего со справедливостью. И система относится к людям, как к безликому материалу по накоплению богатства.

Но подобное положение дел не могло пройти незамеченным. Пока одни пытались решить её социально-политическими методами, другие брали в руки старый добрый "Томми-ган" и экспроприировали экспроприированное. Как говорит герой одного известного фильма: "Всем сохранять спокойствие. Нам не нужны ваши деньги, а только деньги банка". Ведь все прекрасно осознают, что не бывает богатств, заработанных честным путём. Теория первоначального накопления капитала никем и не оспаривается.

Именно на этой основе была взращена новая американская мифология "робингудства" - грабителей банков, вчерашних аристократов и просто зарвавшихся магнатов-нуворишей, которых понятное дело никому не жалко. Бонни и Клайд, мамаша Баркер, красавчик Флойд, конечно же, Джон Диллинджер. Вот имена кумиров американской молодёжи 30-х гг. Живя впроголодь, каждый мечтал выйти на большую дорогу. Преступление перестаёт быть чем-то осуждаемым в обществе, как только становится очевидным, что это единственный способ не умереть от голодной смерти. Но даже зарабатывая таким нечестным способом, нельзя сказать, что "гангстеры" жили на широкую ногу. Всем известно, что Бонни Паркер и Клайд Бэрроу были не особо упитанными. А их сообщница Бланш Бэрроу после ареста весила жалких 37 кг чистого веса. Хотя было и исключение в лице глав мафиозных кланов, таких как Аль Капоне. Но это уже немного другая история. 

Возвращаясь к Джону Диллинджеру, стоит обратить внимание на творчество режиссёра Майкла Мэнна. Хотя в его фильмах часто фигурируют в главных ролях всевозможные преступники, его никак нельзя обвинить в романтизации криминального мира. Но в тоже время, Мэнн вовсе не стоит на защите государства. Его в первую очередь интересует работа людей задействованных в этой сфере. Этаких простых пролетариев по обе стороны фронта, поиск социального разрешения конфликта. В фильме "Вор" фигурировал опытный профессионал, который был вытолкнут на криминальный путь социумом. В "Охотнике на людей" - детектив Уилл Грэм был типичным трудоголиком, деструктивно погружавшимся в собственную работу. И в лучшем фильме Майкла Мэнна "Схватка" оба придуманных им героя были удачно совмещены. И в их трудовой деятельности режиссёр находил общность, которая была расколота надстройкой в виде общественного строя. Да и последний на данный момент фильм Мэнна "Кибер / Чёрный хакер", несправедливо недооценённый массовой публикой, обращается к той же самой тематике.

Собственно, "Враги общества" (в российском прокате под дурацким названием "Джонни Д.") это попытка перенести сюжетную коллизию "Схватки" во времена Великой Депрессии. Это противостояние двух профессионалов своего дела, каждый из которых мог бы встать на любую сторону, но судьба сложилась именно так. Одержимый поимкой преступников, Мелвин Перис (в неплохом исполнении Кристиана Бейла) и любимец всех американских женщин Джон Диллинджер (в ужасном, опереточном, лишённом противоречивой ауры романтика с большой дороги исполнении Джонни Деппа) сталкиваются друг с другом в уже классическом поединке, который с одной стороны уничтожил бандитский разбой 30-х, но создал новую систему тотального контроля за населением. Её название ФБР.

Но кроме социального мотива, это ещё и битва двух молодых мифологий. С одной стороны социально-анархистская романтика борьбы с богачами при помощи винтовок. С другой государство, защищающее капитал, тех, кому повезло. И победила, как показало время, идеология государства-охранителя. Ведь даже в выросшей из этого мифологии комиксов, одним из самых популярных героев являются Бэтмен - миллиардер, борющийся с отщепенцами из неблагополучных кварталов, да целая плеяда героев "Марвела", работающих на правительство. Выделяется на этом фоне, разве что, Супермен. И то его образ менялся из года в год. Хотя приручить криптонца защищать бессмысленные ценности буржуазного мира тяжело.

Хотя фильм "Враги общества" завораживает необычной операторской работой, с редким по уместности использованием ручных, цифровых камер, а так же виртуозно поставленные экшн-сценами и сценами ограблений, всё же спотыкается о ряд неудач. Попытавшись детально воссоздать атмосферу 30-х гг., Майкл Мэнн делает буквально две осечки, которые портят почти всё. Первая: это уже упоминавшийся Джонни Депп, который банально разучился играть. Вторая: Марион Котийяр. Большая загадка, кто продвинул её в этот фильм, но смотреть на американскую провинциалку, говорящую на английском с ужасным французским акцентом, это редкостное по неуместности зрелище. Не вспоминая о её слишком "звёздной" внешности. Что выглядит контрастом на фоне всех остальных героев фильма, которые действительно могут напомнить ушедшие уже типажи почти столетней давности. В итоге получается, что Диллинджер оказался мёртв задолго до посещения им кинотеатра "Биограф".