
Рецензия на фильм "Пятая зима магнетизера"
Тема шарлатанства, проблема соотношения веры и разума — эти
вопросы стары как мир и будут обсуждаться всегда. Естественно, что ожидаешь
новых акцентов, свежих взглядов по этим вопросам в науке, литературе, кино.
Одним из режиссёров, затронувших данную проблематику, стал датчанин Мортен
Хенриксен, снявший художественный фильм «Пятая зима магнетизёра». «История о
любви, мошенничестве и магии» — таков слоган кинокартины. Для экранизации
одноимённого романа Пера Улова Энквиста он привлёк сценариста Юнаса Корнелля,
известных актёров Скандинавии — датчанина Оле Леммеке, шведа Рольфа Лассгорда,
норвежца Гарда Б. Эйдсвольда. Эпизодической ролью почтил фильм своим
присутствием всемирно знаменитый Эрланд Юзефсон, снявшийся в шестнадцати
картинах Ингмара Бергмана.
Фильм повествует о лекаре-шарлатане Фридрихе Майснере,
который зимой 1819 года приехал в небольшой городок, расположенный на севере
Швеции. До этого он занимался врачеванием в Париже, Берлине, Копенгагене, Вене.
Судебные преследования вынуждали его перебираться с места на место. Наступила
пятая зима магнетизёра, в течение которой он надеется найти окончательное
пристанище, зажить спокойной жизнью. Обаятельный лекарь с демоническим
очарованием, цепким взглядом сразу же произвёл впечатление на многих горожан.
Слуга навёл справки о больных и в то же время состоятельных персонах городка.
Внимание шарлатана привлекла молодая, красивая фрёкен Мария, дочь лекаря
Селандера. Она ослепла после одного трагического события в её жизни, повлекшего
за собой психотравму. Селандер, поначалу очень скептически относившийся к
чужестранцу, принимает предложение вылечить дочь. Он надеется выдать её,
выздоровевшую, за молодого и целеустремлённого врача Стениуса. «Темнота не в
глазах, а в разуме», — заявляет магнетизёр и, проведя несколько магнетических
сеансов, возвращает зрение Марии. Мария влюбляется в Майснера, объявляется
помолвка, и, казалось, вот-вот наступит долгожданная спокойная жизнь в тихом
местечке. Но Стениус, не потерявший надежду заполучить Марию, замышляет интриги
против магнетизёра…
За мелодраматическим, на первый взгляд, конфликтом между
Стениусом и Майснером стоит противостояние двух медицин — традиционной и
нетрадиционной. Стениус — ярый приверженец лечения всякими пилюлями,
микстурами, личность самого пациента его мало интересует. Майснер лечит не
болезнь, а больного человека, его интересуют внутриличностные конфликты,
психотравмы, фантазии человека. Он погружает пациента в гипнотический сон,
«магнит» при этом — не более чем атрибут. Магнетизёр не гнушается непозволительными
с моральной точки зрения приёмами, поддерживающими ложь во спасение. В этом он
расходится даже с Селандером, который в целом благосклонно относится к его
деятельности. По мнению Майснера, лучше солгать и тем самым помочь пациенту
выздороветь, чем показать ему ранящую правду. Пациент должен поверить в свою
или внушаемую ему фантазию, ну и… потом немного раскошелиться. Люди хотят быть
обманутыми, соприкасаться с необъяснимой, таинственной силой, иначе мошенников
и шарлатанов никогда бы не было. Потеря веры, как это показано в одной из сцен,
превращает собрание благопристойных людей в зверей, кровожадную толпу.
Объективно вакуум между знанием и незнанием, который замещает вера, никогда
полностью не устранить. Необъяснимое в данном случае — это то, как шарлатану на
самом деле удалось излечить нескольких людей. Является ли это художественной
метафорой превосходства нетрадиционных методов лечения, психологии над
традиционной медициной — трудно сказать. Справедливости ради надо добавить, что
один пациент после магнетического сеанса умер, одна пациентка в итоге сошла с
ума. Также в фильме нет чёткого ответа на вопрос, можно ли поставить знак
равенства между верой и обманом.
Оле Леммеке, талантливо воплотил образ скандинавского
Воланда. Тихий, вкрадчивый голос, располагающая улыбка, магнетизирующий взгляд.
Чудеса Майснера несопоставимы с воландовскими, но тоже впечатляют. Гард Б.
Эйдсвольд неплохо сыграл ограниченного Стениуса. Он эмоционален, но предсказуем
в своей принципиальности. Рольф Лассгорд удачно изобразил разухабистого
добряка, отца, борца за правду Селандера. В целом эта «очень сильная,
поэтическая скандинавская драма», как назвал её один датский кинокритик,
производит очень хорошее впечатление. Не только яркой образностью,
динамичностью, но и интересными вопросами, которая она поднимает. Фильм не
утверждает примат веры над разумом, или примат разума над верой, но показывает
значительную ценность веры в жизни людей.
8 из 10