воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Я ничего не забыл!

by Vincent Canby

Рецензия на фильм "Император и убийца"


В истинно восточной манере «Император и убийца» поэтизирует известное покушение на первого китайского императора, дополнив его иероглифами долга, любви, ненависти и боли. И вся эпоха станет лишь пергаментом, на котором отразятся чёткие лица истории. Недаром Чен Кайге показывает только начало завоеваний Цинь Шихуанди, вольно обращается с датами и трактует события. За основу сценария он взял труд древнекитайского летописца, создавшего неоднозначный портрет тирана, бастарда и узурпатора, который частично критикуется историками, однако идеально подходит для богатого противоречиями экранного персонажа. И в прологе на зрителей смотрит ещё не тот человек, который железной рукой навеки объединит страну, он пока просто Ин Чжэн, не столь могуществен, не столь велик. Чтобы получить повод для войны, любимая предлагает притвориться опальной изгнанницей и убедить соседнего правителя нанять убийцу для владыки Цинь. Её клеймят, но ожог не изуродует прекрасное лицо принцессы — метка преступницы алым лепестком вспыхнет на белой щеке. Выжжена по доброй воле, она не сотрётся, не заживёт — леди Чжао предаст господина. Но не клеймо отравит её помыслы — будущий император оставит на сердце возлюбленной глубокий шрам. Как и на сердце всего Китая.

Не зря звучит рефреном завет предков сплотить Поднебесную. Как миссия, как ноша, что не скинуть с плеч, как злой рок и насмешка судьбы. И уже не принадлежит себе тот, кто в детстве пас овец и спал в стогах. Теперь он самоуверенный, жестокий, пылкий, но главное — живой. Не картинка из учебника истории, не страница из летописи, а сложная личность, с достоинствами и червоточинами. Путь наверх будет вымощен елейными улыбками евнуха, дворцовыми интригами, плевками от матери и вражьих детей. И в особенности отношениями с настоящим отцом, имя которого император вынужден опорочить ради высшей цели. Этот эпизод очень личный для режиссёра, в молодости принявшего участие в политической травле отца. Поэтому Чен Кайге переплюнул древнюю легенду и сделал сцену ещё символичнее, а усилил исповедь тем, что сам стал отцом Ин Чжэна. Правителя, который на пути к престолу многое потеряет, многим пожертвует. Большая власть обнажит его большие страхи. Личная месть потребует убийств, страх чужой мести — резню. Он примерит роль единого покровителя Китая и останется в одиночестве. Даже во дворце, окружённый разномастной свитой, великий правитель окажется с врагом наедине. И чем сильнее его отчуждение, тем скорее он превращается в убийцу.

А его убийца следует обратной тропой. Цзин Кэ предстаёт бесстрастным мясником, чьи глаза выразительнее слов, способным пронзать и мужчин, и женщин, и детей — не сожалея, не сочувствуя. Но вскоре, пережив моральное потрясение на очередном заказе, хладнокровный наёмник раскается и осознает ценность жизни. Он не боится смерти, что ещё дальше разводит его по разным полюсам с императором, потратившим много лет на поиск бессмертия. И этого человека судьба подтолкнёт к последнему ответственному заданию. Убийца для императора. Как антипод. Как антидот. Не ради денег, не ради славы, он обнажит меч по зову сердца. Образ Цзин Кэ наполнен эстетикой и гармонией, как и весь фильм. Эти материи легко очаровывают чужестранца, как и традиционные костюмы, убранство дворцов, масштабные баталии, снятые вживую. Посреди этого великолепия нелегко поймать сюжетную нить, а после отличить правду от вымысла, непросто привыкнуть к рваному монтажу, хотя за счёт него достигается динамика. Не всегда приятная, она стихает во время бесед. И в диалогах замечаешь, что картина пропитана звуковыми акцентами: истошным кашлем, треском огня, плеском капель, писком котёнка — один звук заглушает прочие. Неестественно громкий, вторгается в сцены, нарушает границы, доминирует над остальными, словно владыка Цинь.

«Император и убийца» рифмуется с казнью, запечатлённой в его кадрах. Нас подвешивают и тараном раскачивают перед каменной стеной. То приближаясь, то отдаляясь, кровавые выбоины на стене всё ближе — и нарастает чувство страшного и неминуемого. Вот-вот последует удар, за ним ещё один — прольётся кровь, но пытку не остановить. Благое стремление покончить с междоусобицами вырождается в жестокую бойню, где пленных не берут. В жуткие картины, где дети смиренно прыгают с крепостей, где маленькие ручки торчат из свежих братских могил. Цена единства — цена покорности. Чен Кайге задаётся вопросами, но не берёт на себя роль историка, он — летописец человеческих душ. Суд давно вынесла история: китайское государство простоит более двух тысяч лет, переживёт много варварских волн, опиумные войны, пучину народных восстаний и ужасы иностранной агрессии. Это не просто историческая эпопея, а размышление о природе человека и власти, и заодно очередная попытка китайцев постичь уникальное национальное единство. И понять, как остаться собой, когда в ушах звенит певучее заклинание: «О, владыка Ин Чжэн, неужели ты забыл заповедь предков Цинь объединить всё, что находится под небесами?»

Поступь войны

by David Denby

Рецензия на фильм "Император и убийца"


Пятиактная историческая драма известного китайского постановщика Чэнь Кайгэ порой грешит чрезмерной пестротой, что событийной, что интонационной. В ней – погони и сражения, многоходовые придворные интриги, тайны женских покоев, старые травмы, новые привязанности, непоправимые решения. Но общая тема картины, ее смысловое ядро прочитывается без труда. «Император и убийца» - это фильм о перерождении. Цзин Кэ, бессердечный наемник со щегольскими колокольчиками в волосах, превращается в смиренного терзаемого совестью праведника, а после – снова в убийцу, ведь иногда нет ничего праведнее, чем отнять чью-то жизнь. Ин Чжэн, мальчишка-заложник, выросший в чужом краю, теперь сидит на троне, посылая в бой армии, и собственная мать, седая, заплаканная, бьет его по лицу слабыми руками, о, изверг, изверг. По капле изживает в себе прежнюю наивную девочку госпожа Чжао – невеста, сообщница, предательница. Пока же антагонисты неспешно движутся своими путями, чтобы однажды оказаться на расстоянии меча друг от друга, перерождается и сама Поднебесная: независимости княжеств осталось несколько лет, в дыму сожженных крепостей под стоны изрубленных и замученных восстает единая империя. А где рождение, там, конечно – и кровь.

Биографии завоевателей с этической точки зрения неизменно сомнительны. Не является исключением и жизнь легендарного Цинь Шихуанди, равно известного недолговечным объединением Китая, строительством Великой стены, массовым сожжением книг и удобрением пашен не всегда бездыханными телами идейных противников. Работая с подобным материалом, художнику не усидеть на двух стульях: рано или поздно придется высказаться определенно, осуждая, или, напротив, оправдывая. И весьма примечательно, что даже два современных китайских классика – Чэнь Кайгэ и Чжан Имоу – некогда учившиеся на одном курсе в Пекинской киноакадемии и дебютировавшие (в качестве, соответственно, режиссера и оператора) с одним и тем же фильмом, обращаясь в своем творчестве к широко известному по летописям эпизоду покушения на правителя, оказались по разные стороны барьера. В своем прогремевшем в мировом прокате «Герое» Имоу, не скрывая ужасов войны, хотя и изрядно сглаживая их воинствующей метафоричностью видеоряда, поставил цель выше средств и нравственной победой объявил умение человека смирить свою личную боль перед великой мечтой о царстве всеобщего мира и благоденствия. Кайгэ, разрабатывавший тот же сюжет четырьмя годами ранее, напротив, без всяких метафор и ухищрений, без героического флера показал, во что может превратиться даже самая красивая цель и самые верные средства в руках безумца.

При этом большой ошибкой было бы помещать «Императора и убийцу» в ряд произведений о развращающей природе власти. Возможно, правда, он задумывался таковым, тут трудно судить с уверенностью, так как далеко не все характеры в фильме прописаны последовательно и объемно, а потому можно допустить, что кто-то из персонажей в процессе зажил собственной жизнью. Но фактически состояние «до» совершенно выпало из кадра, и в первые же секунды своего появления на экране властитель, то самозабвенно третирующий угодливых генералов, то впадающий в странноватую лукавую сентиментальность, выглядит не слишком здоровым душевно. Причем мания, определяющая его личность, явно связана скорее со страхом, чем с могуществом. Недавно провозглашенный императором, он панически боится высоты, на которой оказался, и, под лисьими взглядами придворных, под насмешливый шепот посвященных в тайну его рождения, карабкается все выше, чтобы только не упасть. А по дороге, кажется, теряет лучшие свои чувства, саму способность испытывать их. Даже мечта о мире во всем мире, до конца остающаяся его утешением, все больше отдает ложью. Над гигантской картой все прибывающих земель сладко грезить о будущем, и дело Шихуанди – безусловно, много больше и значительнее его самого. Но при этом все сложнее не замечать, как велика цена призрачной тени будущих благ, как шатко здание, выстроенное на плечах погребенных заживо. Замаранные кровью невинных руки не способны нести свободу и спасение, как бы ни жаждал того их хозяин. В конце концов, что способен создать тот, кто разрушает все, к чему ни прикоснулся?

Главы, на которые разделен фильм, не равно удачны по силе воздействия. Первые две, представляющие центральных героев, смотрятся значительно слабее последующих. Тут сказывается и упоминавшаяся выше непрописанность отдельных персонажей, из-за которой их поведение часто кажется слишком эксцентричным, и так и не достигнутый оптимальный баланс трагических и мелодраматических элементов. Но чего у Кайгэ не отнять, так это серьезности. Там, где он недожимает с актерами (даже Гун Ли у него лишь ближе к концу ленты находит поле применения для своего недюжинного драматического таланта), это искупается предельной реалистичностью, размахом, правдиво и просто выведенной сутью войны, ее зловонным дыханием, ее царственным порфиром. Режиссер не играет в игры: не облекает человекоубийства в одежды притчи или поэмы, не украшает его трюками, не экспериментирует с избыточным натурализмом, не делает из батальных сцен эпичного аттракциона. Влажная земля, истоптанная конницей, изрытая недавними могилами, грязна, кровь - тепла, слезы – солоны, и, хотя грань между сумасшествием и героизмом – тоньше волоса, ты всегда понимаешь, по какую герои сторону. Не впадая в модный сегодня гуманистический пафос, Чэнь Кайгэ исповедует веру в то, что воистину есть идеи, ради которых стоит умирать и убивать, стоит, подобно отважившимся на последнее бегство детям Чжао, совершать над собой немыслимое. И решающей оказывается не столько масштабность цели, сколько искренность идущего к ней. Быть может, потом история расставит все по угодным ей местам, раз и навсегда решив вопрос о том, чья мечта была красивее, но до тех пор, пока мы не утратили способность видеть истину, побежденный не обязательно будет проигравшим, а ситуативным «историческим правдам» придется подвинуться.

Совершенный дуализм

by A.O.Scott

Рецензия на фильм "Гость"


Face to face, cторона первая, светлая

Однажды в дом к семье, потерявшей на войне сына, постучался незнакомец. Он представился Дэвидом, другом погибшего солдата, рассказал о нем пару забавных историй и получил приглашение остаться. Симпатичный, приветливый, улыбчивый, Дэвид слегка профдеформирован — «Так точно, мэм!», «Никак нет, сэр» — но исключительно обаятелен и вежлив. Он ведет долгие разговоры с матерью, пьет пиво с отцом, защищает от хулиганов младшего брата и ненавязчиво льстит сестре. Вникает в проблемы семьи. Демонстрирует желание помочь. Прозрачно голубые глаза на загорелом лице так чисты и безмятежны, улыбка открыта и искренна, и нет ни малейшей фальши на словах, ни малейшей шероховатости в поведении, так, может, именно поэтому при взгляде на него интуиция заходится от крика, предупреждая об опасности? И все же первоначально происходящее казалось чинно-благородным и трогательно милым — пока не случился


Upside down — cторона вторая, темная

Человеческое поведение является следствием взаимодействия множества факторов как основного базового порядка вроде социальных и исторических норм, национальных обычаев и сложившихся устоев, так и конкретно-личностных характеристик — семейных традиций, персонального отношения и сиюминутного настроения. Потому человек, руководствующийся единственным неизменным паттерном поведения — защитой себя и своей истории — как минимум заинтересовывает и ставит в тупик одной своей отличностью, инаковостью. Задание цели, выбор средств, расчет оптимального пути достижения, реализация. Никаких этических сомнений, никаких эмоциональных привязанностей, только четкая программа по достижению цели. В каком-то смысле Дэвид вызывает искреннее восхищение — как идеально отлаженный механизм, лишенный таких субъективных багов, как воспоминания о прошлом и надежды на будущее, которые присущи обычному человеку. Именно поэтому персонаж Дэна Стивенса невозможно отнести к сугубо отрицательным. К нему попросту неприменимы понятия добра и зла, но не потому что он мотивационно вне их или ему присуще романтически-неуловимое «обаяние зла» (хотя и не без этого), просто он абсолютно целеустремлен, последователен и однозначен, что в эпоху неоднозначных ситуаций, решений и людей воспринимается как редкость, раритет, прямолинейный как удар ножом — больно, но быстро, а потому милосердно, а потому — честно, а потому — заслуживает уважения…


Outlook, внешняя перспектива
 
На первый взгляд «Гость» представляет собой идеальное воплощение чистого боевика без часто сопутствующих признаков драмы. Контурный абрис предыстории, полная неизвестность развязки. Первая половина фильма выступает своеобразным фоном, нагнетающим напряжение к половине второй. И вот эта вторая динамичная половина фотографически прекрасна. Нет ощущения надуманности, натянутости или искусственной постановочности кадров, хотя логически в истории просвечивает много дыр. Однако чисто визуально сцены боя совершенны в своей выверенности, внешней и внутренней завершенности, тот случай, когда «убавить луч иль тень отнять» нельзя по определению. Общая стильность и атмосферная целостность прилагаются, переводя кино в разряд эстетически совершенных явлений, за которыми можно просто наблюдать.


Inside out, когда оказывается не то, чем кажется

Сочетая все типичные признаки боевика класса Б, «Гость» тем не менее заслуживает более пристального внимания как минимум по 2-м причинам. Повествование линейно, но не примитивно, хотя бы потому, что здесь нет однозначной биполярности, противостояния, как нет и собственно противоборствующих сторон. История почти ленивого бытописания семьи переходит в крупнокалиберный кровавый угар так внезапно, что зритель не успевает перегруппироваться, «пожалеть» одних и «возненавидеть» других. В результате вторая часть фильма превращается в игру «за всех», что в принципе невозможно по определению. Кроме того, имея на первый взгляд весьма невнятный нелогичный сценарий, «Гость» прячет в рукаве не туза даже, а джокера, давая вполне адекватный ответ на главный вопрос — а с чего вообще все началось? Причем режиссер Адам Вингард не строит на этом собственно интригу, а предлагает зрителю выбрать самому — отнестись ли к его фильму как к «убей-убей» боевику или немного присмотреться и собрать целостную историю. Однако и в том и в другом случае «Гость» остается визуально эффектным и содержательно привлекательным, пусть и несколько безнравственным продуктом.

Дорогу осилит идущий

by Anthony Lane

Рецензия на фильм "Пейзаж в тумане"


/доредактирована и перемещена/

Куда приводят мечты

by Philip French

Рецензия на фильм "Пейзаж в тумане"


«Пейзаж в тумане» принадлежит к тем редким фильмам, что по первому разу воспринимаются с бессознательным восхищением, оставляя по себе лишь смутную тоску от некой до конца не разгаданной тайны. Начиная с заведомо неопределенных времени и места действия, Тео Ангелопулос сразу помещает свою историю в разряд вневременных экзистенциальных притч. Таких, где много вечных вопросов, но мало однозначно правильных ответов. Суть его притчи очень проста. Брат и сестра, которым на двоих не дашь и шестнадцати лет, живут одной только мечтою увидеть родного отца, обитающего где-то в Германии. Нет ни названия города, как и ни одной внятной причины, почему его стоит искать именно в этом месте. Вероятно, подслушали чужой разговор и истолковали все на свой лад. Но ведь есть мечта, а надо ли больше. И уже с самого начала шокирует горькая и даже слишком суровая правдивость позиции режиссера, не верящего в сказку, где обреченные в реальности поиски могли бы подарить нам счастливый конец в этой иной действительности. Прекрасная пора, куда человек так часто мысленно возвращается с благоговейными воспоминаниями, в поисках утешения или утраченной чистоты, закончилась здесь слишком рано. Она полна мечтаний, но не всегда — чудес. Грустное, но необходимое признание.

И все-таки в персонажах Ангелопулоса с легкостью угадывается естественная детская непосредственность. Они словно те мальчишки из чеховского рассказа, которым нипочем было пересечь тундру и северные моря, отделяющие их от заветной Америки, но так сложно было выбраться с первого же вокзала. Когда же шаг был сделан, настало время страшных, совсем недетских открытий. Вула и Александр едут к отцу, думают о нем во сне и наяву, в коридорах поездов и на привокзальных скамейках, мысленно сочиняя письма, посылаемые на деревню дедушке. Но цель их путешествия быстро теряется в полосе неудач и непредвиденных по наивности материальных трудностей. Вместе с ней теряется и ощущение времени, ведь для детей оно не очевидно, да и как будто не нужно. Фильм превращается в нескончаемое и бессвязное путешествие, из точки отправления «тьма» в точку назначения «неясный свет впереди», больше похожее, впрочем, на шаг из ниоткуда в никуда. Вроде бы классический мотив роуд-муви, но без видимой романтики случайных встреч с мудрыми бесприютными странниками. Будут бесчисленные кафе, клубы, вокзалы, поездки на мотоцикле с ветром в волосах, но мало слов, мало толку и лишь сплошное ложное движение по кругу. Вот только герои этого абсурдного приключения вовсе не скучающие интеллектуалы, пытающиеся найти или потерять себя в пути. Весь неприглядный ужас в том, что это дети, бредущие по дождливым дорогам в полной для себя неизвестности. Мир «взрослых» условностей, слов и привычек пугает их непонятной сложностью, на фоне же огромных промышленных монстров они кажутся совсем маленькими и незначительными. Длина пути несоизмерима с расстоянием от земли до вязанной шапочки на голове.

С какой-то особой настойчивостью Ангелопулос раскрашивает мир бледными серо-зелеными красками, нагоняющими беспросветное уныние больничных коридоров. И только изредка они напоминают бирюзовые оттенки моря. Такого же цвета и трогательный шарфик вокруг шеи Александра, и его любопытные, доверчивые глаза. В них эти тона кажутся мягкими, символизирующими невинность и открытость миру, в то время как для других людей и предметов — это защитные цвета. Как будто все они нацепили на себя разноцветные безвкусные дождевики и спрятались от правды снаружи, не в силах вынести ее. Камера часто плавно вальсирует по кругу, фиксируя панорамные виды грязных пустошей «новой» Греции, выброшенных мегаполисом на самые задворки индустриального мира. Иногда обрадует близость моря, но недолгая, блеклая и совсем не бирюзовая. Ангелопулос, кажется, придает немало значения ритму этих круговых проходов. Вкупе с длинными статичными планами персонажей они подолгу удерживают внимание, усиливая то психологический накал ситуации, то беспричинную тоску.

В обильной символике «Пейзажа в тумане» много странного и необъяснимого. Вот нежданно-негаданно выпал снег, и все застыли в немом лицезрении чуда. А вот умерла лошадь на снегу, и Александр заплакал. Что все это значит, остается загадкой. Более-менее очевидна разве что гигантская человеческая кисть из камня с отсеченным пальцем, в буквальном смысле вынырнувшая из пучины времен. Ведь отсылка к утраченной культуре своих предков особенно показательна на фоне современной греческой трагедии. Под стать ей и символичные имена ее героев — Александр и Орест. Последний, будучи тем самым мудрым попутчиком и старшим товарищем, на деле не может разобраться даже со смыслом собственной жизни. Его стабильные появления на пути детей и дары расточаемого природного добродушия не спасают их от новых разочарований в людях. А скорее даже усиливают их на еще одном наглядном примере. Другие же персонажи трагедии — все больше отрицательные, жестокие, непонимающие, безразличные, а то и вовсе бродячие комедианты. Все сплошь потерянные люди, чьим домом стала та гигантская грязная свалка.

И чем дольше дети в пути, тем все глубже окунаешься в неуютное одиночество, жуткое отчаяние, тоску по самому простому счастью. Мелодия печального адажио все сильнее рвет душу на части и все больше дает волю мрачным мыслям. С этим миром что-то серьезно не так, ведь такие ужасы не должны происходить. Только не с детьми. Но философская притча режиссера оборачивается на удивление не безысходным финалом. Путешествие дало брату и сестре не по годам жестокий урок, преждевременное взросление и преждевременное разочарование. Туманный же прежде пейзаж в конце пути вдруг рассеялся, и горизонт теперь чист. А впереди виднеется нечто прекрасное и долгожданное. Нечто, воплощающее в себе и Германию, и отца, и все хорошее, о чем только ни мечталось в вагонах поездов. Закономерный катарсис, необходимая иллюзия, без которой было бы совсем страшно жить. Но все рассуждения все равно безоговорочно приводят к исходной точке. Некий тайный замысел режиссера так и не был разгадан. Потому что все самое сокровенное осталось на уровне интимной связи, не терпящей посредников между человеком и произведением искусства.

Кто там шагает правой?

by Todd McCarthy

Рецензия на фильм "Операция "Арго"


Если соблюдаешь мелкие правила, можно нарушать большие
Д. Оруэлл 1984


В заповедник иллюзий, где няшечные розовые пони от греха подальше уступают дорогу к денежному водопою триллерным волкам-оборотням и прочему фантастическому бестиарию, где мелодраматические олени сочувственно кивают рогами мистическим бегемотам и историческим броненосцам, а артхаусные кенгуру перешивают карман на спину, иногда вползает аспид. Морда у аспида крысиная, туловище крокодилье, а хвост дьявольского покроя. А нутро у зверя нечистого хамелеоновое, и видит его кто белочкой, кто зайчиком, а кто и Симбою благородным. Да и имя у гостя непрошенного звучное, раскатистое — Пропаганда.

Когда-то в незапамятные времена, до ледникового периода изотопного полураспада пропаганда была попроще, понеказистее. Одни засыпали с молитвой за царя-батюшку, другие просыпались под демократические речитативы. Сейчас эволюционный процесс требует и тонкости, и финансовой основы. Вот взять, к примеру, «Операцию «Арго». Не ту, где жуковатый Ясон, у которого в капралах сам Геракл ходил, кинул на золотое руно прото-грузин, а одноименную картину, украшенную самыми крутыми вензелями и нашивками в мире кинематографических премий.

В фильме 2012 года розлива бородатый Бен Аффлек спасает от побивания камнями дикими потомками персов самых лучших американских дипломатов — молодоженов, староженов и атташе по сельскому хозяйству, которые сбежали из захваченного американского посольства в Тегеране. Оставшаяся в неволе полусотня граждан США интересует создателей менее, ибо про реально проведенную операцию «Орлиный коготь» по вызволению работников посольства нужно было снимать комедию в духе «Бората». Восемь гордых вертолетов поднялись с авианосца, один, правда, тут же утонул, один заблудился, а остальные шесть почему-то решили приземлиться на действующее шоссе, и в результате недолгой перестрелки, проиграли малость удивленным иранцам со счетом 1 проезжающий бензовоз на 6 боевых RH-53 плюс самолет-заправщик. Но вернемся к нашим баранам.

Госдеп проталкивает идею выдачи беглецам велосипедов, чтобы скрывающиеся горными зимними тропами уехали в Турцию. Немного охренев от такого креатива, главный герой (он же режиссер, он же пятикратный золотомалинник двадцать первого века) Бен Аффлек в образе суперпрофессионала по спасению заложников предложил единственно верный план — прикинуться чайником, то есть, киногруппой, снимающий блокбастер про звездные войны на персидском базаре. Вот только одна проблема еле-еле решилась в последний момент. Нет, ортодоксальные мусульмане были рады мировым знаменитостям в своих кишлаках, а штатовский президент Картер слушался каждого чиха ЦРУ. Но вот уломать Голливуд выпустить афишу несуществующего фильма было архисложно, однако 15 тысяч долларов и обаяние местного информатора органов в концерне подарило надежду томящимся на Ближнем Востоке гражданам США.

Впрочем, если отвлечься от нереальности происходящего, то получился вполне приличный боевик. Ну и пусть в прагматичном мире несчастных американцев, рискуя собственными жизнями, спасали коллеги-канадцы, вывозя разными способами по одному. Что с того, что легковушки устраивали гонки со взлетающим самолетом, пристроившись прямо за двигателями несущегося со скоростью около 250 км/ч летательного аппарата. Кому интересно, что почему-то иранские спецслужбы не заметили шестерку голливудских кинодеятелей, когда те якобы въехали в бушующую ненавистью ко всему американскому страну, и для вылета обратно подозрительной группы достаточно было звонка сотрудника безопасности в забугорный офис студии, а уж там соврать не позволит кристальная честность кинематографистов. Зато какие эксперименты с пленкой разного формата. Зато какая брутальная внешность у Аффлека. Да и в актерском плане что Алан Аркин, что Джон Гудман были весьма интересны. Так что призы за монтаж и роли вторых планов справедливы.

А сам фильм вышел неоднородным. Детально прописанные сцены окунают в атмосферу исламской революции (тела повешенных гниют на стрелах строительных кранов, будничный расстрел задержанных прямо на улице, липкий страх, нервная эйфория). И тут же постановочная атака посольства со средним возрастом штурмующих за сорок лет, хоть война — дело молодых. Или набившие оскомину аплодисменты наблюдающих комитетчиков и реющий звездно-полосатый штандарт в заключительные моменты.

Но основная задача проекта успешно выполнена. Благодаря еще и вдобавок агрессивному промоушну, вершиной которого стало присуждение самого главного Оскара (запасной вариант в том году был у проходящего по тем же критериям «Линкольна»). Как любой среднестатистический россиянин знает, что Василий Иванович Чапаев лихо гарцевал на жеребце и героически переплывал Урал, а не разъезжал по тылам на «Паккарде» (парадный вариант) или «Форде» (будничный), так и любому среднестатистическому янки положено знать, что Ирану помогали, лечили от рака его руководителя, а неблагодарная страна почему-то не захотела поделиться частью нефти, да еще коварно напала на мирных граждан США, которых все равно всегда выручит родное государство, несмотря на отдельно взятое раздолбайство начальства и контор. Ну а, чтобы самые твердолобые проникнулись нужным градусом, покритиковали слегка президента (давно ушедшего), нефтяные компании (а кто ж их любит) и внешнюю политику (малость заигрались, но у кого ошибок не было). В виде вводных комиксов. Вроде похождений Бэтмена или Супермена.

А мутант-зверек с гремящим названием гуляет не только по киношным заповедникам. Он искореняет чистопородных млекопитающих на телеэкране, откладывает яйца во множество интернет-коконов, вползает паразитом в сознание каждого индивидуума, чтобы в нужный момент сделать их монолитом. Стеной. Толпой. Чужими.

Человек менее тонкий на месте Аффлека непременно скатился бы тут в квасной патриотизм. Это здорово уравновешивает фильм, где добро красиво цедит виски и мечтает поскорее увидеть дом, а зло со звериным лицом кричит что-то про исламскую нравственность.
Павел Прядкин Empire

«Арго» можно было бы крутить в киношколах в качестве учебного пособия по режиссуре: семидесятническая фактура обыграна так, что не отличишь, диалоги — готовый набор афоризмов, драматургию можно сверять по секундомеру, персонажи (включая второстепенных) проработаны от усов до ботинок, энергия с экрана льется через край.
Анна Сотникова Афиша

С первого просмотра «Операции „Арго“ ясно: от фильма к фильму из актера Бена Аффлека вырабатывается крупный режиссер.
Валерий Кичин Российская газета


…94% положительных отзывов российских кинокритиков…

Хочешь спастись - стань режиссером

by J.Hoberman

Рецензия на фильм "Операция "Арго"


В ноябре 79-го иранская революция разыгралась не на шутку. В то время, пока более 50-ти американских граждан находятся в плену у решительно настроенных исламистов, требующих вернуть сбежавшего в США шейха Мохаммеда Реза Пехлеви для предания его суду, ЦРУ и Госдеп готовят дерзкий план спасения шести дипломатов, укрывшихся у канадского посла. Специалист по эвакуациям Тони Мендес разработал собственную стратегию, вдохновившись… художественным фильмом «Битва за планету обезьян». Авантюра заключается в экзотическом прикрытии: по задумке Мендеса шестеро загнанных в угол американцев — якобы съемочная группа канадского блокбастера «Арго», своеобразной пародии на «Звездные войны». Сам Мендес — мозг операции, он же должен отправиться в Иран и вытащить сограждан. Быть может, кто-то скажет — сорвиголова, на что ЦРУшник тактично ответит: «Арго всем в задницу!».

Трудно поверить, что «Арго» — всего лишь третья полнометражная работа режиссера Аффлека, ведь идеальная композиция, точно выдержанные пропорции, удачный баланс вымысла и правды, а также дотошное внимание к мельчайшим деталям — дело рук человека, обладающего завидным мастерством и богатым кинематографическим опытом. Столь зрелых работ больше ожидаешь от умудренных опытом почтенных стариков, но, как видим, амбиции молодых режиссеров порой берут свое. Аффлек позволяет себе иронизировать даже в самые ответственные и напряженные моменты, однако подобная смелость кажется не излишеством, но грамотно вплетенным в нарратив элементом, необходимым и чрезвычайно важным. По сути, картина — удачный гибрид игрового кино и кино документального, historical fiction, где Аффлек-рассказчик подружился с Аффлеком-художником; авантюрно-политический ретро-триллер, отсылающий к работам Поллака или Пакулы. Но никакой эклектики здесь днем с огнем не сыщешь — документалистика здорово дополняет художественность, а ироничные нотки не мешают развиваться главной, драматической истории. Революционеры сжигают звездно-полосатый, американцы проделывают тоже самое с флагом иранским, а в это время постановщик дает хорошего пенделя всему Голливуду, да так, что даже снобствующие киноакадемики не устояли. При этом серьезное политическое кино не опускается до уровня развеселого балагана, и, заигрывая со зрителем в первой половине, окунает в водоворот настолько увлекательных событий, что оторваться от экрана решительно невозможно — во второй.

Вместе с Тони Мендесом зрителю предстоит путешествие в абсолютно иную культуру, даже в иную вселенную. В мир, где публичная казнь — будничное дело, где женщины с автоматами — привычная картина, а повешенный на строительном кране — убедительная иллюстрация тамошних порядков. Американским шпионам — смерть! Предателям — смерть! Всем, кто против — смерть! Зато канадским киношникам, снимающим фиктивный фильм — добро пожаловать. Настоящие шпионские игры, американские горки и великолепная афера в одном флаконе — вот что такое операция «Арго». Аффлек умело дозирует нагнетание саспенса и ура-патриотизм, не поддавшись соблазну полностью затмить свое детище напускными речами и дистилированной звездно-полосатостью. На выходе получается кино уверенно поставленное и на редкость живое, не с кучкой виктимных недоумков, а с группой индивидуальностей, здравомыслящих, спорящих и трезво оценивающих патовость ситуации. К тому же сложно не обратить внимание и на отличную ретро-стилизацию, и на комиксовость пролога, и даже на нелепую прическу главного героя. Под занавес тревожность ожидания достигает своей критической отметки, и именно в этот момент приходит понимание того, что как минимум все задумывалось не напрасно. Задумка хитрого Мендеса — одна сплошная ложь, но ложь во спасение.

Правда, абсурдная небылица о канадских кинематографистах — лишь первый шаг в спасении американских граждан из лап исламистов. Чуть позже последовала уже военная операция под названием «Орлиный коготь», но на этот раз миссию ожидал катастрофический провал. Да-с, уважаемые, не всегда стоит решать конфликты с автоматом в руках.

Вечность — это…

by Manny Farber

Рецензия на фильм "Полное затмение"


Ослепленные отраженным светом, обыватели ищут в гении проводника, идеального героя, отринувшего грехи и свои, и грехи общества, знающего дорогу к свету. Путь гения — это не путь бога и не путь к Богу. Основа, на которой растет грациозный цветок, — дерьмо, а сверкающие нити поэзии заметны ярче всего в тьме полного затмения. Потому что вечность — это…

Монпарнаский кружок «Дрянных мальчишек» вздрагивает, когда туда вламывается молодой крестьянский сынок Артюр Рембо. «Чертыхатели» съеживаются, как дети в хэллоуинских костюмах, которым удалось призвать настоящего демона. Буржуазный круг, ханжески проповедующих вольность и свободу от условностей, не может перенести истинного разрушителя. Лишь один остается столь же очарованным, как и в первый день — парижская поэтическая знаменитость Поль Верлен, пригласивший шестнадцатилетнего парня из маленькой деревни Шарлевилль, сочтя его стихи гениальными.

То, в чем обвиняют фильм, а именно почти в полном отсутствии стихов этих известных поэтов, по сути является одним из главных приемов режиссера Агнешки Холланд, которая, пусть и не грешила против исторических фактов, но попыталась своей лентой выйти за пределы байопика. Гениальность Артюра на фоне хорошего, но среднего уровня Поля — это парадигма, которую мы должны принять на веру. Попытка объявить кого-то гениальным, примерить ангельский нимб гениальности на чело того или второго персонажа, заставляет в конечном счете зрителя замереть и уставиться на этот непригодившийся нимб в собственных руках, чья круглость сияет подобно солнечному гало.

Верлен мучается в удушающей атмосфере благочинного брака, издеваясь над своей молодой супругой и избивая колыбель с новорожденным сыном. Артюр — его отдушина, его возможность стать тем, кем он хочет себя видеть, вырваться из реальности в мир поэтического безумия. Юный провинциал, приехавший покорять Париж, может предложить Верлену не только свое тело, он может дать ему понимание. Его философия: «Что бы ни связывало семейные пары, это не любовь. Может, глупость, эгоизм или страх. Любовь надо изобрести заново». Он бросает свою одежда из чердачного окна, прогуливаясь обнаженным по карнизу, мочится на парижских поэтов, прокалывает насквозь ладонь Верлену, чтобы тот доказал, что любит его. И тот, слизывая капли крови с покалеченных конечностей, ползет за ним, словно пес на брюхе. Они изобрели свою любовь. Это не страсть, это погружение в безумие. Склонный к садомазохизму Верлен нашел свое божество, лишь изредка вырываясь обратно к жене, чтобы глотнуть воздуха «нормальности», но отравленный этой свежестью, скоро снова заставляет болью и страданиями свою жену платить за то, что не способен без Артюра построить ту яркую, светящуюся жизнь, о которой мечтает. Не будь Артюра, возможно, эта черная воронка поглотила бы Верлена, его жену, его ребенка, его разум, выплюнув на поверхность только окровавленные косточки убийства по пьянству и неосторожности.

Тот, кто обвиняет Холланд в отсутствии романтизма, не видел «Таинственного сада». Она умеет остановить мгновение и любоваться невинной чистотой так, будто каждое новое утро является неповторимым чудом. Охряно-оливковый водоворот гомосексуальной страсти поэтов привлекает и отталкивает намеренно. Холланд создает катастрофу, на которую зритель-зевака смотрит с ощущение восхищения и ужаса, но не в силах отвести взгляда, как не может не смотреть на пожар, пожирающий здание.

При полном солнечном затмении на мир падают тени и весь мир кажется нереальным, но в то же время единственно верным, словно иного никогда и не было. Чуть изломанный, нерешительный и в то же время порывистый Тьюлис в роли Верлена, смотрит чуть окосевшими глазами любителя абсента на отражение в собственных зрачках. Он изломал бы все, включая свои отношения с Артюром, если бы сумел, но его сносит течением, что сильнее его. Верлен декларирует свою страсть к телам любовников, «душа вечна, на нее еще хватит времени», но Тьюлис задает ощущение человека, завороженного тем, что, как ему кажется, может сам заклинить механизм, вращающий солнце, чтобы оно больше никогда не взошло. Когда узнаешь, что роль Рембо должен был играть Ривер Феникс, не можешь не представлять его на месте ДиКаприо. Когда Ривер, находясь вечно в наркотической пелене, воспринимал бы и свое поведение, и поведение окружающих, как единственно верное, потому что такова его природа, Артюр в его представлении не мог бы поступать иначе, то в Лео чувствуется вечный юношеский максимализм, который он передает герою, желание шокировать, показаться хуже, чем он есть. И эта трактовка образа не хуже. Она просто иная. Иная трактовка — но все тот же закономерный финал.

Все когда-то заканчивается и если солнце долго не показывается из-за тени, фантастический мир перестает привлекать. У Артюра иссякает вдохновение, он смотрит на своего любовника, который уже отдал ему все свое восхищение, который уже опустел, как первая бутылка на пирушке, и понимает, что сам, своими решениями привел себя к этому. Боль, которая заканчивалась страстью, теперь становится непереносимой. Боль, как уздечка, уже не нужна, теперь боль является хлыстом, которым наказывают за то, что страсть не радует по-прежнему. Затянувшийся дурной сон, который перестал дарить мучительно-сладкое наслаждение. И расставание, которое назревает, становится для них пыткой, которую они растягивают без конца, не в силах совершить последнего удара милосердия.

В последнем предложении Артюра выбрать душу или тело, нельзя быть уверенным, что существовал верный ответ. Верлен выбрал тело, но можно ли знать, захотел бы делиться своей душой Артюр, поглощенный мечтами о вечной свободе? Затмение закончилось, солнце снова пошло по небу, поманив Артюра в свое царство, в Африку, где в отражении от песка и воды, оно царствует как единственный бог в своих чертогах. Разрушение имеет пределы, нельзя поцеловать и разбить всех фарфоровых собачек, тем самым отпуская их на волю, когда-нибудь нечего станет разрушать. Верлен остался у берегов своей полынной реки абсента, повторяя тихонько: «Я не существую, когда со мной нет кого-то рядом». Закончился не только роман. Муза, бьющаяся в экстазе в неверном свете затмения, с первыми лучами ушла от обоих.

Это фильм не о поэтах, не о поэзии. Это фильм о солнце. О том, что мир затмения можно описать, но нельзя жить в нем вечно. Что демоны разрушения не ходят в обличьях людей и что никому не дано изобрести новую любовь. Когда-нибудь захочется лучей на коже и поцелуев на ладони, вместо удара ножа. Фильм заканчивается композициями Яна Кошмарека Eternity и Sun. Потому что вечность — это солнце, рассыпавшееся бликами по морю.

L'esprit d'escalier

by Kim Newman

Рецензия на фильм "Полное затмение"


Париж, век XIX. Поэзия Франции, эта изнеженная барышня, зефирно-белая, кисейная, втоптана в грязь Монмартра аккуратными ножками юного Рембо, и им же — дальше — скинута коротать лавандовые вечера к «Искательницам вшей», умывать слезами и восторженной слюной ноги «Сидящих» бродяг и бедняков. Закатное небо, липкие простыни, холодное безумие и дымка осеннего вечера, в котором стыдливо растворились покрытые трещинами старые кварталы, влечение и смерть — но начинается «Полное затмение» как заурядная, хоть и обрисованная ренуаровской привлекательностью картинка в рельефном багете, как очередной костюмированный монолог длиною в несколько часов. Поль Верлен приглашает в письме шестнадцатилетнего Артюра Рембо, но только чувства расставляют все по своим местам, и уже отчаянным пророком нового времени видит его Поль — то ли первым, то ли последним, но от того лишь сильнее желанным, печальным и невозвратным, словно вчерашний осенний день. Только уродство непредсказуемо, и абсентные глаза Верлена, поддернутые пропитой влагой и сожалением, не исчезнут до самого конца. Но красота, красота по-прежнему предельна, как и то солнце, что сливается и с вечностью, и с волнами, и бледный изгиб бедра на алом одеяле… ладно, хватит.

Одержимость — чистый лист, на котором удобно писать все, что угодно: были бы чернила и остро перо. Молоды и прекрасны если и не оба, то точно первая половина творческого дуэта ДиКаприо-Льюис, а близкая польской постановщице Агнешке Холланд тема одиночества, нетерпимости, несовместимости и прочих «не» состояний обретает в этом фильме совершенно новое лицо. Фильмы о великих — задача всегда искусительная и опасная, ведь пестрая реклама и утомительный кордебалет вокруг уже не нужны, весь мир знает эти имена, весь мир ждет, затаив дыхание. Его любопытство, его жадность уже в твоих руках, режиссер, так что остается лишь правильно им распорядиться, сыграв своим телом на их нервах. Но размышляя над тем, что, собственно, такое холландовские Верлен и Рембо, осознаешь, что дело не в весьма недвусмысленном, прозрачном ответе, а в визуальном ряде, который сам по себе плод воспаленной фантазии, по крайне мере, трех человека — режиссера, оператора и художника. Это пульсирующая внутри поэтов красота на гране нервного срыва, злая, больная, и единственно уместная импрессионистская эстетика кадра. Бледные, сине-коричневые мазки, хмурость осени — герои будто сошли с картин Моне или Дега, выделяясь посреди темноватых комнат объемными силуэтами. Это все прекрасно, замечательно, но если задать тривиальный вопрос «зачем все случилось», то ответ найдешь лишь где-то у подножья витиеватой смысловой лестницы.

Плотью началось, плотью закончилось — и кажется абсолютно неважным как сильно любит Агнешке своих героев, и то ли их, то ли свою подавленную зацикленность на чувстве великом и всепоглощающем, только явно уходящем в плоскость тела. Но оператор Арванитис точно любит их, и в этом, скорее всего, причина магнетической притягательности фильма. Он любит красивую ладонь Рембо, простреленную в пьяном угаре Верленом, и на которую сам enfant terrible смотрит с невыразимым ужасом на ставшем еще более прелестным лице. Любит соблазнительную наготу прекрасного юноши, даже по-своему наслаждается отталкивающей слабостью зрелой верленовской фигуры. Любит — и изящно раскидывает символы-образы-очертания по всему полотну, задерживая взгляд на окровавленной пуле, с трудом выходящей из изуродованной раны, на высушенном лице, на пятнах от ампутированной ноги, на розоватых занавесях в полночном бреду. Увы, лишь поэтичности и поэтам места уже не находится.

Отчасти забавно, что ожидаемая история об удивительной жизни творческих людей буквально-таки с французской элегантностью прощается с биографическими деталями, при этом формально следуя им чуть ли не дословно, и литературностью, сохранив из реальных писем Верлена и Рембо разве что выматывающе-пассивное ожидание неминуемой развязки. Это история о любовниках, о запретных чувствах, о давнем как мир конфликте души и тела, об обоюдоострой надежде, ставшей для двоих чем-то вроде наркотика, это история о людях — но едва ли о гении, который, оказывается, вполне совместим со злодейством, пороком и мелкими дурными выходками. Уайльд заинтересованно приподнимает бровь, следя как дерзкий Артюр кидает к ногам Поля свою одежду, а Бальзак прогуливается неподалеку — ведь было же что-то и об ограниченной буржуазии и мадемуазелях, у которых кроме аппетитных форм и папенькиного состояния нет ничего за душой. Стихи текут вне времени, сливаясь с шумом ветра и приливов, двое мужчин сплетаются в объятиях, а намеренно ли, случайно ли отказавшаяся от литературной преамбулы Холланд передает всю ответственность в руки актеров. И они играют, заполняя собой все сюжетные пустоты, всю невыносимую тяжесть бытия, которое слишком, до тошноты реалистично, препарируют своих героев и играют на плотской жажде с кажущейся легкостью флейтистов. Да, это мастерство, которое не спрячешь под калейдоскопом расставаний-слез-встреч, чистый искус молодого ДиКаприо и губительная слабость Тьюлиса, разрастающаяся в конце до совершеннейшой дряни. Давний философский конфликт духовного и земного приобретает дополнительные измерения — Поль Верлен, на прямой вопрос любовника ответивший, что предпочтет не душу, сразу же его и лишается, ведь Рембо устремлен за границы разумного и возможного, и хотя в финале географически теряется вроде бы на просторах Африки, но на самом деле обретает себя там, где солнце встречается с горизонтом над океаном. Cherchez l`homme…

Фильм, выйди он ближе к настоящему, не смог бы завлечь ничем, кроме классических видов и атмосферы, выверенной талантливым актерским ансамблем, которые отдаются — как это фигурально звучит! — до самого предела, однако еще несколько десятилетий назад он был наречен новой классикой. Но если оставить все чувственное, страстное, невозможное, трепетное и все-таки посостязаться в лестничном остроумии, вспомнив после просмотра что-то кроме нежных губ Леонардо, окровавленных рук и запотевших бокалов, то неизменно столкнешься с главным парадоксом: «Затмению» веришь, веришь безусловно, да только отторжение от увиденного из-за физиологически расписанного адюльтера возникает у одних столь же стремительно, как и обожание у других. Игра на контрасте души и тела, где за душу выдают какую-то математическую величину прочитанных за кадром стихов — это крайне любопытно. Может, стоит поиграть с собственным подсознанием и решить во что мы стремительно влюбляемся, ведь кино — это как округлое бедро юного прелестника: хватит, чтобы возбудить противоестественные желания и недостаточно, чтобы ощутить глубокую привязанность.