вторник, 6 октября 2015 г.

Темнота не в глазах, а в разуме

by adelstein

Рецензия на фильм "Пятая зима магнетизера"


Тема шарлатанства, проблема соотношения веры и разума — эти вопросы стары как мир и будут обсуждаться всегда. Естественно, что ожидаешь новых акцентов, свежих взглядов по этим вопросам в науке, литературе, кино. Одним из режиссёров, затронувших данную проблематику, стал датчанин Мортен Хенриксен, снявший художественный фильм «Пятая зима магнетизёра». «История о любви, мошенничестве и магии» — таков слоган кинокартины. Для экранизации одноимённого романа Пера Улова Энквиста он привлёк сценариста Юнаса Корнелля, известных актёров Скандинавии — датчанина Оле Леммеке, шведа Рольфа Лассгорда, норвежца Гарда Б. Эйдсвольда. Эпизодической ролью почтил фильм своим присутствием всемирно знаменитый Эрланд Юзефсон, снявшийся в шестнадцати картинах Ингмара Бергмана.

Фильм повествует о лекаре-шарлатане Фридрихе Майснере, который зимой 1819 года приехал в небольшой городок, расположенный на севере Швеции. До этого он занимался врачеванием в Париже, Берлине, Копенгагене, Вене. Судебные преследования вынуждали его перебираться с места на место. Наступила пятая зима магнетизёра, в течение которой он надеется найти окончательное пристанище, зажить спокойной жизнью. Обаятельный лекарь с демоническим очарованием, цепким взглядом сразу же произвёл впечатление на многих горожан. Слуга навёл справки о больных и в то же время состоятельных персонах городка. Внимание шарлатана привлекла молодая, красивая фрёкен Мария, дочь лекаря Селандера. Она ослепла после одного трагического события в её жизни, повлекшего за собой психотравму. Селандер, поначалу очень скептически относившийся к чужестранцу, принимает предложение вылечить дочь. Он надеется выдать её, выздоровевшую, за молодого и целеустремлённого врача Стениуса. «Темнота не в глазах, а в разуме», — заявляет магнетизёр и, проведя несколько магнетических сеансов, возвращает зрение Марии. Мария влюбляется в Майснера, объявляется помолвка, и, казалось, вот-вот наступит долгожданная спокойная жизнь в тихом местечке. Но Стениус, не потерявший надежду заполучить Марию, замышляет интриги против магнетизёра…

За мелодраматическим, на первый взгляд, конфликтом между Стениусом и Майснером стоит противостояние двух медицин — традиционной и нетрадиционной. Стениус — ярый приверженец лечения всякими пилюлями, микстурами, личность самого пациента его мало интересует. Майснер лечит не болезнь, а больного человека, его интересуют внутриличностные конфликты, психотравмы, фантазии человека. Он погружает пациента в гипнотический сон, «магнит» при этом — не более чем атрибут. Магнетизёр не гнушается непозволительными с моральной точки зрения приёмами, поддерживающими ложь во спасение. В этом он расходится даже с Селандером, который в целом благосклонно относится к его деятельности. По мнению Майснера, лучше солгать и тем самым помочь пациенту выздороветь, чем показать ему ранящую правду. Пациент должен поверить в свою или внушаемую ему фантазию, ну и… потом немного раскошелиться. Люди хотят быть обманутыми, соприкасаться с необъяснимой, таинственной силой, иначе мошенников и шарлатанов никогда бы не было. Потеря веры, как это показано в одной из сцен, превращает собрание благопристойных людей в зверей, кровожадную толпу. Объективно вакуум между знанием и незнанием, который замещает вера, никогда полностью не устранить. Необъяснимое в данном случае — это то, как шарлатану на самом деле удалось излечить нескольких людей. Является ли это художественной метафорой превосходства нетрадиционных методов лечения, психологии над традиционной медициной — трудно сказать. Справедливости ради надо добавить, что один пациент после магнетического сеанса умер, одна пациентка в итоге сошла с ума. Также в фильме нет чёткого ответа на вопрос, можно ли поставить знак равенства между верой и обманом.

Оле Леммеке, талантливо воплотил образ скандинавского Воланда. Тихий, вкрадчивый голос, располагающая улыбка, магнетизирующий взгляд. Чудеса Майснера несопоставимы с воландовскими, но тоже впечатляют. Гард Б. Эйдсвольд неплохо сыграл ограниченного Стениуса. Он эмоционален, но предсказуем в своей принципиальности. Рольф Лассгорд удачно изобразил разухабистого добряка, отца, борца за правду Селандера. В целом эта «очень сильная, поэтическая скандинавская драма», как назвал её один датский кинокритик, производит очень хорошее впечатление. Не только яркой образностью, динамичностью, но и интересными вопросами, которая она поднимает. Фильм не утверждает примат веры над разумом, или примат разума над верой, но показывает значительную ценность веры в жизни людей.


8 из 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий