воскресенье, 11 октября 2015 г.

Не стать кусачим от жизни собачьей

by VadimCattivo

Рецензия на фильм "Моя собачья жизнь"


Еще до того, как Лассе Халльстрем стал экранизировать сомнительные произведения Николаса Спаркса и жить в Голливуде, трудился он в родной Швеции. Тогда режиссер активно сотрудничал со знаменитой группой «ABBA», снимая клипы на их песни, а его кино исследовало природу детей и подростков, затрагивало тему первой любви. Нетрудно заметить, что тема эта проходит красной нитью через все творчество постановщика (в том числе американское), но кульминации достигает в далеком 1985 году, когда свет увидела «Моя собачья жизнь».

По сюжету мальчишка по имени Ингмар живет с больной туберкулезом матерью и старшим братом. Чтобы мать могла отдохнуть от проделок неуправляемых детей, на каникулах их отправляют на «отдых»; старшего — в интернат, младшего — в деревню к дяде. Обоим это, конечно, не по душе, но что поделать — маме надо поправляться. Ингмар быстро адаптируется, заводит кучу друзей, становится объектом воздыхания ровесницы, прекрасно уживается с дядей и его семьей. Но вскоре жизнь переворачивается с ног на голову: скоропостижно умирает мама, пропадает любимая собака, приходится разлучиться с братом, окончательно переехать в деревню, сменить школу, оставить старых друзей в прошлом. Это труднейшие испытания для одиннадцатилетнего ребенка. И теперь следует учиться быть сильным, стойким, мужественным. Но ведь так рано взрослеть не хочется — хочется играть в футбол с ребятами, с упованием следить за дядиной работой, резвиться с любимой собакой, влюбляться в девчонок — иметь счастливое детство. И от такого противоестественного контраста становится не по себе: невольно задаешься вопросом, почему судьба бывает так несправедлива. И наш герой, в одиннадцать лет поняв, что в целом мире он, в общем-то, никому не нужен, начинает ассоциировать свою жизнь с собачьей. Разве он не прав? Родного дома больше нет, отец на заработках в Африке и ему не до детей, в семье маминого лечащего врача не приняли, дядя с тетей предложили переехать к бабушке… Неудивительно, что на протяжении всего фильма Ингмару в голову лезет мысль о первой собаке-космонавте по имени Лайка. Отправляя ее на орбиту Земли, ученые знали, что она не вернется. «Она должна была служить для прогресса человечества. Она не напрашивалась». С детской логикой не поспоришь: мнения собаки никто не спросил, ее заставили полететь в космос. Вот и Ингмара, как и бедную Лайку, не спросили, хочет ли он жить без мамы, хочет дружить с другими ребятами, хочет спать в комнате старухи, а не в своей собственной? Судьба не задает таких вопросов. И тогда детский ум начинает припоминать все несчастные случаи, все трагедии, о которых когда-то мог услышать по радио или вычитать в газете (например, о смерти мотоциклиста), чтобы своя жизнь не казалась такой страшной, чтобы убедиться, что бывает еще хуже.

В какой-то момент может показаться, что «Моя собачья жизнь» — фильм очень тяжелый, трагичный, близкий к «чернухе». Но это вовсе не так. Поразительно, как, несмотря на столь печальную историю, режиссер с трепетом повествует о чистой детской непосредственности, о прекрасном чувстве первой любви, о духе дружбы. Он понимает и сочувствует своему герою, но показывает его как самого обычного мальчишку: озорного, неуклюжего, веселого, беззаботного, но при этом верного, доброго, смелого. И в финале картины перед нами предстает уже не ребенок, считавший когда-то, что умирающая от туберкулеза мама больше всего на свете хочет тостер, а вполне рассудительный и значительно повзрослевший человек, который в свой небольшой век прошел сквозь огонь, воду и медные трубы. И во всей сложившийся ситуации Ингмар поступил единственно верно: вслушался в мудрый совет бабушки и извлек урок о том, что «время все лечит».

Комментариев нет:

Отправить комментарий