воскресенье, 11 октября 2015 г.

Противостояние

by Кирий

Рецензия на фильм "Характер"


Кинематограф Нидерландов, равно как и фламандская жанровая живопись, издревле тяготел к изображению повседневной жизни, стремясь к максимальной натуралистичности, бытовой правдивости и реализму. Неслучайно, именно документальные фильмы всегда являлись визитной карточкой ведущих киностудий Страны тюльпанов. Художественные картины голландцев порою тоже имели социальную направленность и отражали актуальные проблемы действительности, но их достойные образцы появлялись не так часто, как хотелось бы. И с закатом «золотой эпохи» голландского кино в конце 70-х гг. прошлого века, его престиж вновь повысился лишь после выигрыша «Оскара» лентами «Нападение» (1985) Фонса Радемакерса, «Антония» (1995) Марлен Горрис и закрепившей их успех дебютной полнометражной работой Майка ван Дима «Характер» (1997), экранизированной по произведениям Фердинанда Бордевейка «Древерхавен и Катадрёффе» и «Характер». В центре её сюжета — эпическая история многолетнего противостояния жестокого и властного отца с его незаконнорожденным сыном.

Действие фильма разворачивается в пуританском мире протестантского Роттердама 1920-х гг., где трудолюбие и дисциплина были главными добродетелями, расчётливость и жестокость являлись нормой жизни, а внебрачный ребёнок становился клеймом для обоих родителей. Судебный пристав Аренд Древерхавен, единожды согрешив со своей служанкой Джобой, становится причиной её беременности, а его запоздалое предложение о браке она игнорирует. Оскорблённый поведением строптивицы, служитель Фемиды решает сломить её нрав, вначале действуя напрямую, а впоследствии — уже через подрастающего бастарда Якоба Катадрёффе — всячески стараясь усложнить тому существование. Но в итоге он лишь закалил волю взрослеющего отпрыска, с течением времени ставшего его непримиримым соперником. Зритель знакомится с героями в день смерти пристава, а его сын, как последний видевший Аренда в живых, является главным подозреваемым в убийстве. На полицейском допросе он рассказывает историю всей своей жизни, которая подаётся чередой ретроспективных флэшбэков, сопровождаемых закадровыми комментариями арестанта.

Интенсивные бомбардировки Роттердама во время Второй мировой войны привели к разрушению многих его зданий, поэтому для исторической достоверности отдельные сцены картины были сняты в других европейских городах: Антверпене (Бельгия), Вроцлаве (Польша), Гааге (Нидерланды) и Гамбурге (Германия). И, словно вобрав в себя лучшие традиции культур Старого Света, своей темпераментностью, изысканностью и общей атмосферой, лента ван Дима напоминает и чувственную эпичность Гюго, и притягательный мистицизм Гофмана, и искусный мелодраматизм Диккенса с небольшой примесью тревожной прозы Кафки. Уделяя должное внимание интерьерам, костюмам персонажей и намеренному использованию устаревших голландских выражений, фильм старается предельно соответствовать концепции, духу и тональности новелл Бордевейка. А с кинематографической точки зрения «Характер» близок к так называемой «новой волне» и наследует работам Бертолуччи, Лелюша, Годара и Шлендорфа. Ему свойственны приглушенная цветовая и световая гамма, частое использование внутренних монологов, выверенная операторская работа и аритмия повествования. Но особое место здесь уделено раскрытию центральных образов.

Древерхавен — незаурядная волевая фигура, человек-кремень, безупречно справляющийся со своими обязанностями, вершащий правосудие варварскими и бескомпромиссными способами. Совмещающий в себе безразличие к чужой жизни с решимостью отдать собственную, шальную удаль с остатками сознательно заглушённого милосердия, отчаянное бесстрашие с горечью безответной любви к своей экономке. Джоба — молчаливая мать-одиночка, отчуждённая и нелюдимая, замкнутая и строгая, со своими жёсткими принципами. Демонстрируя твёрдость своей натуры, она не согласилась на свадьбу, отказалась от финансовой помощи и даже не дала ребёнку фамилию папы. «Нам ничего от него не нужно» мантрой звучало всё детство мальчика. Якоб, дразнимый ровесниками ублюдком шлюхи, всего в жизни достиг с помощью решительности, настырности, упорства и унаследованного от отца железного характера. Но при том, что основными антагонистами по сценарию были отец и сын, непримиримый конфликт двух мужчин случился по причине женского упрямства, высокомерия и гордыни.

В результате эта борьба стала наваждением для Якоба, а хроническая потребность доказывать Аренду свою значительность сделала его невольником собственного характера. Справляясь со всеми возникающими трудностями, Катадрёффе целенаправленно следовал намеченным жизненным приоритетам, выучившись на юриста, став партнёром в адвокатской конторе, поднявшись наверх по социальной лестнице, но лишь ценой нравственных уступок, предательства своего внутреннего «я» и безразличия к влюблённой в него коллеге Лорне. Среди главных действующих лиц нельзя выделить положительного или хотя бы нормального героя, любой из которых выглядит строптивцем с неукротимым норовом, пытающимся доказать, что он сильнее сложившейся ситуации. Отец постоянно испытывает своего сына в уверенности, что таким образом сделает его крепче. А тот в погоне за положением и удовлетворением личного эго теряет ощущение подлинного счастья и человечности. И, несмотря на очевидные различия, их взаимная связь сильнее разногласий. Они одинаково безумны, амбициозны и несчастны, да и вообще они — суть одно, плоть от плоти, почти двойники, в бесконечной опустошающей гонке за лидерство, так и не удосужившиеся спросить себя и друг друга: «а стоило ли оно того всё?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий