воскресенье, 11 октября 2015 г.

Механика Демиурга

by Mias

Рецензия на фильм "Механика сердца"


Этот фильм я смотрела четыре дня, радостно вскрикивая, как только удавалось одолеть следующие десять минут. Заворожённая красотой главной мелодии и эстетической совершенностью кадров трейлера, я не ожидала, что просмотр окажется одним из самых тяжёлых для меня кинособытий.

В интернете почти нет отрицательных рецензий, но цифры говорят сами за себя — в прокате фильм не собрал и десяти процентов от своего бюджета. Складывается ощущение, что люди просто стесняются открыто заявить о том, что эта анимационная лента вызвала их негатив. Что ж, я первой открою эту запретную дверь и первой скажу, почему мы, ненавистники ленты, имеем не меньше, а даже больше прав, чтобы отстаивать своё мнение.

Законы драматургии — не придуманы высоколобыми учёными и не изданы указом сверху, они открыты опытным путём, как и любые иные природные феномены. Когда мы слушаем историю, мы всегда учимся чему-то. Если история отвечает каким-то нашим потаённым мыслям или эмоциям, произведение становится нашим любимым. Но работа, построенная вне пространства нашего опыта, становится нам не просто несимпатична, мы не можем её переносить.

Кукольные персонажи, изломанная эстетика цирковой ярмарки (сплагиаченной, будем честны, прямиком с бельгийского фестиваля электронной музыки Tommorowland), старинные локомотивы, Жорж Мельес и Джек-потрошитель — всё это складывается не в связную историю, а только в беснование разрозненных эпизодов и болезненную и странную парадигму «герой должен страдать». Это мир без взрослых, без возможности решать свои проблемы. Обладатель механического сердца Джек несколько лет ходит в школу в надежде найти девочку Акацию, которую он повстречал однажды и полюбил. Почему он не ищет её в городе? Среди старых друзей её семьи, не расспрашивает кого-то? Но вся любовь Джека заключается в том, чтобы терпеть издевательства влюблённого в Акацию хулигана Джона. Никто из взрослых не остановит Джона в его попытках разломать сердце и убить Джека, зато, когда однажды Джек сумеет постоять за себя, его начнут ловить с полицией. Герой должен страдать, вам сказано, не смейте возражать сценаристу.

Ситуация усугубляется тем, что единственной поцелуй с любимой убьёт механическое сердце Джека. Вот тут у русскоязычных зрителей должен возникнуть эффект дежавю. У нас уже существует известное произведение, где герой обязан заплатить своей жизнью за поцелуй с любимой и зовётся оно «Обыкновенное чудо». Стоит ли рисковать своей жизнью за мгновение счастья или стоит пожалеть любимую, которой предстоит жить после твоей смерти? Мульт настолько твёрдо отвечает «да» на первую часть вопроса, что начинает складываться впечатление, что вся лента — гимн махрового детского эгоизма.

Тогда всё становится на свои места. Страдающий, но ужасно благородный герой (его благородство, что вполне закономерно, не в поступках, а в том, что он — главный герой произведения). Окружающие ведьму-воспитательницу Джека странные персонажи даны пунктирной линией, потому что ни они, ни их проблемы не интересны герою, занятому пострадашками. Джеки-потрошители и прочие мельесы — только фон для того, чтобы герой показал, как красиво умеет страдать (Господи, да его сердце выдерживает нагрузку, как в эпицентре ядерного взрыва, что там не так с этими поцелуями?), да разочек стуканул ногой по будке грубой начальницы, заставив её свалиться вместе с будкой (великого, прекрасного, страдающего героя не должно волновать выживет начальница или нет). Акация и её чувства — это тоже нечто второстепенное — она должна быть милой и обворожительной и хватит с неё. Кого волнует, хочется ли ей видеть, как кто-то умирает от её поцелуя или нет и жить потом годы и годы с подобным воспоминанием?

Как и было сказано, законы драматургии строги и биологичны. Мы слушаем истории, чтобы узнавать нечто новое. Нам не интересен перечень событий, в котором нет ничего иного, кроме самолюбования героя. Ах да, ведь это просто совпадение, что Матиас Мальзьё сам написал книгу-основу, сценарий, срежиссировал мульт и озвучил героя. Никакого мартисьюизма и самолюбования, да как вы могли его в этом заподозрить, злые люди? Правда, в книге была иная концовка, у героя была иная цель, кроме как сдохнуть рядом с любимой, да и были проработаны характеры, к примеру, у ведьмы, которая, как выяснилась, могла снова заменить механическое сердце на настоящее, но ей хотелось навсегда оставить у себя «сыночка». Однако 30 миллионов бюджета основательно перекроили историю…

Потому, дорогие ненавистники мультфильма, кто боится сказать вслух, что лента не вызывала никаких эмоций, выскажитесь. Возможно, этот красочный карнавал ярких образов не тронул вас вовсе не потому, что у вас в груди стучит механическое сердце. Возможно, вам просто уже не интересен подростковый эгоцентризм. Возможно, вы просто выросли…

Комментариев нет:

Отправить комментарий