воскресенье, 11 октября 2015 г.

...

by Veremianyn

Рецензия на фильм "Андеграунд"


Также как Вторая Мировая Война когда-то разделила мир на до и после, разделён на две разных части сюжет фильма Эмира Кустурицы «Андеграунд». Своё начало кино берёт за несколько дней до полноценного вторжения немецких войск в 41-м году на территорию Югославии, посвящая теме второй мировой чуть более трети от общего хронометража. В центре сюжета оказываются два закадычных друга — Марко и Петар, в которых стойкость и изворотливость соединялись вместе в на редкость эффективное сочетание. Эти двое изначально не чистых на руку и далеко не безгрешных человека оказываются на удивление приспособленными к военным условиям — в результате чего им в кратчайший срок удаётся сколотить вполне эффективное подпольное сопротивление. Впрочем, собственно сам процесс борьбы с захватчикам режиссёра вовсе не интересует, вместо подрывной деятельности перед взором зрителя разворачиваются череда откровенно нелепых сцен, в которых легкомысленность персонажей в целом, и Петара (имеющего кличку «Чёрный») в частности приводит к немалому количеству сдобренных изрядной долей абсурда обстоятельств.

К сожалению, планка юмора в фильме на проверку оказывается изогнутой в нескольких местах кривой, которую автор никак не может зафиксировать в относительно устойчивом положении. Постепенно наращиваемое остроумие грозит вот-вот вновь затупиться в каждой последующей сцене, а прямолинейная карикатурность на пару с несмешной клоунадой регулярно грозятся выбить из обширной конструкции фильма все важные подпорки. Не то чтобы с юмором в фильме все было плохо, но на каждое «героическое» убийство недожаренной рыбы здесь найдётся как минимум одна совершенно несмешная сцена в театре, а за каким-нибудь удушением жертвы стетоскопом с периодической проверкой пульса им же может последовать до ужаса мультяшный и предсказуемый гэг со случайным взрывом гранаты. Использование контраста с, казалось бы, абсурдными и легкомысленными действиями, происходящими на фоне разрушительной войны, может быть сильным приёмом, но представьте, что этот самый «сильный приём» вам с завидной регулярностью и упорством демонстрируют на протяжении часа (а счастливым обладателям полной 6-серийной версии — и того больше) — причём не всегда в наилучшем исполнении. На пользу фильму не идёт и встраивание некоторых фрагментов с документальными кадрами, особенно когда в них начинают мелькать умело (с технической точки зрения) встроенные главные герои — ощущения от этого, словно мультяшный персонаж вроде Багза Банни вдруг вторгся в материальный мир — например, чтобы сыграть в баскетбол с Майклом Джорданом.

Однако всё меняется, когда войне наступает конец, а фильм после этого неожиданно прибавляет в серьёзности. Расчётливый и жестокий Марко оборачивает ситуацию в свою пользу, оставляя своего друга Чёрного и всех подчинённых ему людей в подполье, постоянно обманывая их насчёт продолжающейся оккупации. Примерно в этот самый момент человеческая драма, гротескная комедийность и пространство для трактовки происходящего в качестве одной большой метафоры начинают смешиваться вместе в по-настоящему изысканный и сбалансированный коктейль, распробовав который трудно не присоединиться к чествующим фильм критикам. Не то чтобы персонажи окончательно смывают с себя нарисованный в первой половине фильма клоунский грим, но его количество на лице заметно уменьшается, да и круглый красный нос перестаёт издавать нелепый пищащий звук при нажатии. Тем не менее, внутренние переживания людей, неспособных адаптироваться к быстроменяющемуся миру всё ещё волнуют режиссёра не так сильно (за более личностными переживаниями по теме следует обращаться к «Гуд бай, Ленин»), их доля в повествовании значительно возрастёт лишь в последней трети фильма. И несложно догадаться, что именно момент долгожданного выхода из подполья оказывается кульминацией фильма. Подобно животным в зоопарке, которые сумели выбраться на волю из-за немецкой бомбардировки в начале повествования, люди вышли за пределы своего маленького мира — и точно также не все оказались готовы к принятию той свободы, которой их когда-то лишили.

Ну а чем дальше в лес, тем плотнее концентрация многозначительных сцен и иносказательность происходящего. Кино, вместо фарсовой комедии, окончательно оборачивается эдаким тоскливым взглядом режиссёра на распад Югославии и на превратности истории. И то, что многие метафоричные моменты данной обширной эпопеи начинают бить в самое сердце — заслуга не только их грамотного вплетения в нить повествования, но и сильнейших визуальных образов. В конце концов, «Андеграунд» обладает всеми признаками значимого и, можно даже сказать, «эпохального» фильма — большой охват событий, жанровая эклектика, обилие метафор и аналогий способны восхитить многих зрителей. С другой стороны, планомерно вытекающая из перечисленных свойств перегруженность, дополненная внушительным хронометражем и не всегда удачным оперированием комедийной составляющей в первой части фильма способны точно также отпугнуть. Но разве подобное могло было иначе?

Комментариев нет:

Отправить комментарий