воскресенье, 11 октября 2015 г.

...

by deetz

Рецензия на фильм "Дознание пилота Пиркса"


Пиркс оказывается заперт в гносеологической ловушке противостояния с Другим. Каждый член его экипажа во время полета к Сатруну может оказаться настоящим ящиком Пандоры. В холодной безразличной отстраненности космоса открытие истинной природы человека в контакте со стресс-тестом его искусственного аналога может привести к катастрофе. Ее ожидание и предвкушение, ее провоцирование и конструирование занимает Пестрака целиком и полностью. За его спиной не стоят фокус-группы и жадные продюсеры. Некому угождать. Хроникальные кадры чередуются с мультиэкраном. Бесконечная напряженность преследования под палящим солнцем на горной трассе. Водитель без рта молчаливым жестом подталкивает Пиркса согласиться на эту миссию. Добрый и бодрый научфантпоп в условиях психологического противостояния идеального человека с идеальной моделью Другого. Лишенная комичности и всякого эксцесса версия карпентеровской Dark Star. Честная и открытая. Как трепанируемый череп. Линеарно построенная вокруг наблюдений и умозаключений Пиркса, вокруг его контакта с самой необычностью ситуации. История отношений человека с нечеловеческим через череду откровений членов экипажа финализируется пилотированием на грани катастрофы — подобно тому, как Пиркс вел свой экипаж к Юпитеру, изучая и провоцируя. Андроиды, функционирующие вне правил Азимова это куда более реальная и опасная технология, проще говоря, новая форма жизни. Гносеологическая ловушка захлопнулась. Теологические споры о классификации искусственного интеллекта бессмысленны. Лем и Пестрак показывают точную модель. Собственные цели, желания, стремления, истинная новая форма жизни, настоящий Другой, расположенный вне категорий человеческой морали, этики и ценностей. Профетическое видение не ограничено психологией и социологией. Арво Пярт на добрых десять лет опередил любое время, ворвавшись в видеоряд сумасшедшей музыкой, даже сейчас мало кто способен так же наполнить звуковую дорожку россыпью нотного дурмана качественных гитарных и электронных композиций. В сочетании с достаточно инаким видеорядом все это отлично работает. «Дознание…» не боится быть собой и не играет со зрителем в поддавки, как это делают «Интерстеллар» или «Гравитация», совершенно не собирается. Не имеет ни малейшего намерения. Пестрак слишком поглощен собственными идеями для этого. Организация динамики внутрикадрового пространства и смены планов важнее того, чтобы некая абстрактная или конкретная идея были корректно прочтены большинством потенциальных зрителей. Демонстрация важнее счастливого конца. Планы от первого лица и симулирование психологии новорожденного повелителя мира превалируют над необходимостью продать максимальное количество копий во всех странах мира. Плотность искреннего научфантпопа в истории довольно невысока. Такого, чтобы не страдал от дисбаланса между зрелищностью и ориентацией на зрителя. Концентрация его в малоисследованных потаенных уголках наиболее высока. Пусть и сравнима с количеством молекул кислорода в кубическом километре открытого космоса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий