воскресенье, 11 октября 2015 г.

Enjoy the silence

by Poets of the Fall

Рецензия на фильм "Молчание моря"


Франция образца 1941 года. Тихий, оккупированный немцами провинциальный городок. У пианистки Жанны и ее деда Андре незваный гость — немецкий офицер Вернер, направленный на квартирование к ним домой. Он поселился в комнате ее умерших родителей. У него безупречные манеры: он вежлив, предупредителен и хорошо воспитан. Она подрабатывает обучением игрой на фортепиано. В свободное время девушка блестяще исполняет Баха. Он каждый вечер желает не слишком радушным хозяевам доброй ночи. Они, в свою очередь, выказывают внутреннее сопротивление в единственно доступной в данной ситуации форме — молча и неприязненно игнорируя присутствие чужака. Дед с внучкой осознают, что за неимением выбора приходится, терпеть, превозмогать боль, ведь «боль — тот же враг». И то, и другое нужно стерпеть молча.

Она сидит на безлюдной дороге, едва не плача от острой боли стертых в кровь, ног. Ее велосипед украли. Чуть впереди останавливается его служебная машина. Он в своей обычной галантной манере предлагает помощь девушке. Она гордо и все так же молча шагает мимо, тщательно стараясь не хромать и не показывать как ей больно. Девушку можно понять: с нее довольно и того, что враг живёт с ней под одной крышей, садиться к нему в машину, она не намерена. Фашист не удостаивается даже взглядом: враг ведь. Он молча смотрит ей вслед…

Они живут в одном доме уже больше трех месяцев. Он любит французскую литературу, она любит немецких классиков. Он тоже музыкант, рожденный не для того, чтобы воевать, но имеющий четкие понятия о чести и долге: перед родителями, перед страной. Она не играет больше на фортепиано после его приезда (играть Моцарта или Баха в его присутствии — кощунство). Он любит море, потому что оно молчит, но под его глубинами скрывается многое, нужно только постараться и услышать его. Сам Вернер отнюдь не молчит, а говорит красиво и поэтично, что его можно заслушаться. Поразительно, но за его словами скрывается столько всего: чувство, нежность, смятение, долг. Только говорит по-настоящему он с Жанной глазами. Без единого слова. Поразительно, как много в них чувств, желаний. А что скрывается за ее молчанием? Возможно, не такая любая ненависть, как могло бы показаться с первого взгляда. Уж не обратная ли сторона этого чувства заставляет глазам и жестам жить собственной жизнью. Его и ее глаза полны невысказанных чувств. Но слова не нужны для соединения душ.

Но разве есть надежда у людей, стоящих по разные стороны баррикад. Роковые слова произносятся самим героем: «никакой надежды». Война не оставляет надежде никаких шансов, вне зависимости от исхода, страдают люди. Она калечит даже победителей. Долг, патриотизм и отсутствие выбора, вот что имеет значение. И каждый не может подступиться этими словами, встать на сторону другого, ведь это означало бы предательство. Сам режиссер обращается к зрителю с помощью слов, сказанных героем о том, что восхищается людьми, преданными своей отчизне. После этих слов, зритель не должен быть удивлен исходом дальнейших событий. Предать родину, означало бы предать самих себя, потерять свою целостность, что было бы неприемлемо ни при каких обстоятельствах, потому у любви нет шансов.

Делая акцент на том, что любовная линия является лишь сквозной темой, катализатором, нежели последствием, Пьер Бутрон говорит о том, что воюют во все времена, люди, а абсолютной истины попусту не существует. Даже, если у героев фильма не укладывается в голове, что немецкий офицер может быть достойным человеком, а борцы Сопротивления, по сути, обычными убийцами. Война — есть оправдание насилия и убийства. И, тогда возникает резонный вопрос: на какой стороне собственно, невинные, а на какой жертвы? И если, французское Сопротивление прибегает к насилию ради борьбы, то, отчего немцы не вправе поступать также. Ясно же, что в природе не существует только плохих и хороших людей. Человек, всего — навсего, человек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий